Как научиться хорошо писать. Советы начинающим писателям.
Автор: Hige
С чего же начать?
Это первый вопрос, когда берёшь в руки ручку с намерением что-либо написать. Мой ответ – не стоит кидаться сломя голову на бумагу. Она вас испугается и в итоге ничего дельного не напишется. Сперва нужно тщательно выверить и взвесить главную мысль, которую вы бы хотели донести до читателя. Это не обязательно, как учили на уроках литературы, должен быть вопрос: а что хотел сказать автор? Это может быть вольно сформулированный тезис, понятный только вам на первых парах. Однако не стоит забывать, что этот тезис нужно будет тщательно и предельно понятно раскрыть в своём произведении. Чтобы у читателя осталось как можно меньше вопросов после прочтения.
Итак, вы определились. Сформулировали мысль, которую хотите донести до читателя. Мой вам совет, не спешите. Желательно подождать день-другой, пока мысль окончательно не сформулируется. Возможно, за это время вы придумаете что-то более конкретное, чем сейчас, может, добавите кое-какие мысли, которые вам пришли именно сейчас, а может, вычеркните половину задуманного со словами: «это бред…» Текст должен выдержать проверку временем, а чтобы меньше было переписывать, стоит сначала остановиться именно на мысли, которую хочется донести. Если произведение небольшое, то и времени на формулировку потратится меньше, а когда вы задумали роман или повесть, то тут уже неделю или две придётся попотеть. К слову, я, редактируя главную мысль к своему роману, потратил больше месяца, а может и полгода вообще.
Мысль сформулирована, проверку временем прошла, можно садиться писать.
Да, но опять же сейчас речь пойдёт о масштабном произведении или же малогабаритном. В малом произведении нет такого большого количества сцен и действий, которые можно было бы потерять, поэтому смело переходить к следующему пункту, а если это далеко не маленький опус, то следует ещё подумать и над основными сценами, которые будут присутствовать в вашем произведении. Не стоит выделять всё и составлять подробнейший план, возможно, вы ещё на протяжении написания кучу всего поменяете. Закрепить стоит лишь основу, то, что ни за что не потерпит изменений. Скорее всего, лучше записать данные сцены и вложить в конец блокнота.
Почему блокнота? Можно использовать не только блокнот. Можно сложить листочки А4 в стопку и скрепить (так более будет походить на рукопись), можно печатать сразу на компьютере (не советую). Как хотите, так и поступайте, но главные сцены стоит записать и положить туда, где они не потеряются.
Речь зашла о компьютере. Почему я не советую начинать печатать на компьютере. Вполне возможно, что это моя личная прихоть, но мне не нравится печатать сразу. Мысли начинают теряться, путаться, потом ещё читать с экрана, исправлять… Я считаю, что лучше сначала написать на бумаге, потом уже перепечатывать на компьютер. Таким образом, произойдёт лишняя проверка – вы ещё раз перечитаете свой текст и, возможно, убедитесь в некоторых его «острых углах».
Итак, сцены записаны, мысли сформулированы, можно начинать…
Теперь, да. Но у неопытного писателя всё время возникает одна и та же проблема – а с чего начать? Вы начинаете ломать голову, с чего бы такого поинтереснее начать… В итоге мысли теряются, вы нервничаете, ломаете ручку и бросаете то, что начали. Я дам вот какой совет: обратитесь к сформулированный мысли, и что вам первое приходит в голову при осмыслении своего тезиса, с того и начинайте. Возможно, прологом послужит самый конец вашего произведения (например, когда смерть героя описывается в самом начале).
Самое главное, не бойтесь. Не бойтесь экспериментировать, ведь прямо сейчас вас никто не читает и вы вольны написать всё, что душе угодно. Руки будут трястись потом, когда вы будете получать Нобелевскую премию по литературе за значительный вклад в искусство повествования.
Если в вас живёт писатель, вы закончите писать только тогда, когда за окном будет уже очень темно, а пальцы будут жалобно хрустеть, когда вы их решить размять. Потому что искусство повествования, как наркотик – остановиться очень сложно. Когда увлечён собственным произведением, забываешь обо всём на свете, поэтому лучше всего начинать писать, естественно, в свободное время и без посторонних отвлекающих событий.
Читать или не читать?
Вот вы написали три страницы. Стоит ли это перечитывать? Вообще, это уже на ваше собственное усмотрение. Если слишком поздно - уже глубокая ночь на дворе - то можно и отложить до следующего раза. А если завтра не рано вставать, то будет не лишним прочитать то, что вы понаписали. Сперва может показаться, что написана полнейшая чушь, и автору следует руки оторвать, но на это есть такой пункт как «редактирование», который будет описан ниже. Прежде, чем перейти к нему задайтесь вопросом: а оно мне надо? Если вы начали писать, отступать уже некуда, нужно редактировать до самого конца, чтобы получилось как можно лучше. Чтобы читатель, прочитав, сказал – «да, автор потрудился на славу, почитаем дальше». Если же вы не готовы к тщательному редактированию, то лучше отступите и лягте спать и больше никогда не прикасайтесь к ручке с бумагой. Ведь истинный человек искусства всегда готов довести своё творение до совершенства, даже путём неимоверных усилий. Ни один из известных писателей не написал свои гениальные произведения с первого раза – задумайтесь над этим. Вы же пытаетесь подражать им, и возможно у вас получится также, а может даже лучше, нужно лишь приложить некоторые усилия. Талант приходит со временем – увы, это неопровержимый факт.
Редактирование. Что же я там написал?..
Что ж, приступим к самому сложному этапу – редактированию того, что вы написали. Для начала глянем на объём. О, да вы превзошли самого себя, жалко будет расставаться с половиной написанного. Сперва так и будет, пока вы не «набьёте руку» и не будете клёпать хорошие предложения как на конвейере. Запаситесь ручкой и терпением. Кстати, что бы я ещё рекомендовал, пока вы не приступили к редактированию – пишите карандашом. Так будет удобнее – написал – стёр, чем чирикать страницу, а потом никак не разобраться в собственных каракулях.
Смотрим. Первое предложение. Что-то вроде: «Стоял морозный зимний вечер». Хорошо, очень хорошо, вы начали издалека. Теперь нужно постепенно пододвигаться к сути. «Она села на стул перед окном и посмотрела на звёзды». Плохо! Читается как констатирование событий. Необходимо разнообразить.
Лучшие друзья писателя – это эпитеты и причастные обороты. Не бойтесь ими пользоваться. Давайте добавим немного красок в наше предложение.
«ОНА подошла и присела на старый стул. Он как обычно скрипнул под её казалось бы невесомым, воздушным телом. Луна выкатилась из-за облака, а за ней на небе стали проявляться маленькие точечки, которые люди называют просто – звёзды. ОНА облокотилась на подоконник и немного приподняла голову, чтобы увидеть это чудо природы…»
Как теперь читается? По-моему гораздо интереснее. А мы всего-то добавили несколько эпитетов и причастных\деепричастных оборотов. Теперь это не простое констатирование фактов, а более или менее художественное предложение. Вот как-то так должны выглядеть все ваши мысли, которые вы хотите выложить на бумагу. Естественно, не запрещается использование коротких предложений, которые бы подчеркнули напряжённости или наоборот расслабленность ситуации. Всё зависит от вас.
Теперь разберём типичные ошибки, которые допускаются начинающими писателями.
1. Переусердствование.
Не нагружайте предложение сильно. Оно должно словно плыть по течению, а не тянуть трёхтонный груз за собой. Если конечно, вы не хотите подчеркнуть комичность произведения, если вы пишете комедию. Тогда можно написать что-нибудь вида: «А это - старушка седая и строгая, которая доит корову безрогую, лягнувшую старого пса без хвоста, который за шиворот треплет кота, который пугает и ловит синицу, которая часто ворует пшеницу, которая в тёмном чулане хранится, в доме, который построил Джек…»
2. Недостаточно красок
Об этом уже упоминалось ранее. Эпитеты и причастные/деепричастные обороты - лучшие друзья писателя. Если их разумно использовать, то получается именно образ, а не тупое констатирование фактов. Не просто «стул», а «старый, скрипучий, обшарпанный, грязный, маленький, стул», не просто «вошёл», а «вошёл, окинув взглядом всю комнату; помявшись у порога, он вошёл; сделав неосторожное движение рукой, он задел вазу на столе, когда входил…» и т.п. Больше красок, они помогут читателю представить у себя в голове всё то, что задумал автор.
3. Эмоциональность
Читателю важно понять, чьи же взгляды разделяет автор. Поэтому на сцену ступает такое понятие, как «эмоциональность». Покажите, как вы относитесь к герою только через описания, не используя конкретного обращения к нему. Вот, например, позитивное отношение к герою:
а) «Она увидела на стене солнечного зайчика и радостно улыбнулась. Кто бы мог подумать, что обыкновенный блик в окне, отражённый на стену, сможет так развеселить её. Уже никто и не надеялся, что она когда-нибудь улыбнётся. Все уже потеряли надежду, а тут произошло самое настоящее чудо…»
А теперь негативное отношение к той же самой героине.
б) «В окне что-то неясно блеснуло, и на стене появился маленький, скукоженый белый блик, на который она сперва не обратила внимание. Но потом она подняла глаза и совсем незаметно улыбнулась, как бы приветствуя нежданного гостя в доме. Эта мимолётная улыбка была первой за многие годы. Все так надеялись, что этот момент наступит раньше, однако прошло целых три года, пока маленький огонёк не сорвал с угрюмого лица почти незаметную гримасу…»
Если присмотреться и вчитаться, то можно найти массу отличий между этими двумя предложениями. В отрывке а) настроение текста приподнято. Героиня пусть и не улыбалась долгие годы, момент всё-таки пришёл – она улыбнулась. Радость. И прочитайте ещё раз, как описан солнечный зайчик: «обыкновенный блик в окне». Очень просто, не так ли? Предложение не нагружено, поэтому читается легко и на мозг не капают сложные обороты, как в отрывке б). В конце даже написано, что все потеряли надежду (в душе возникает тревога), а тут произошло настоящее чудо… Чудо характеризуется у каждого человека с необъяснимым, но радостным событием, и употребление этого слова здесь влияет и на все предыдущие предложения, создавая настроение всему отрывку.
Посмотрим на отрывок б). «В окне что-то блеснуло (тревога)… маленький, скукоженный белый блик (согласитесь, некрасивое описание солнечного зайчика)… она не обратила внимания (значит она занята чем-то поважнее, чем смотреть на красоту «скукоженного белого блика»). Потом «она незаметно улыбнулась» (тут вроде парадокс: вроде и «незаметно», что означает, что героиня скромна, а вроде бы и поздно она глаза подняла), но дальше «как бы приветствуя нежданного гостя» (вот тут всё понятно; не ждёт она гостей, не интересен ей зайчик сейчас). «Мимолётная улыбка» - значит героине всё равно зайчик ли, не зайчик… «Все так надеялись, что этот момент наступит раньше…» - здесь «все» представлены, как положительные герои, которые ждут, что она улыбнётся, в противовес самой героине, которая улыбается, но мимолётно. «Целых три года…» - важный факт, который заставляет задуматься об этой ситуации, как о тяжёлом переживании героини. «Три года» буквально давят на читателя своим весом, создавая не сильно приятное впечатление о героине. Вообще конкретика не всегда уместна, но поговорим об этом позже. «Угрюмого лица…» - сразу представляется старая дева, сидящая за столом и перечитывающая старые письма мужа с фронта. Отталкивает… Однозначно отталкивает. «незаметную гримасу…» - улыбка сравнивается с гримасой. Здесь уже апогей того, как автор относится к описываемой героине.
Вот два разных отрывка об одной героине, к которой в гости заглянул солнечный зайчик. Первый отрывок подойдёт для светлого и позитивного описания, второй – для мрачного и негативного. Необходимо овладеть каждым из этих приёмов, потому что нельзя в одном произведении использовать только позитивные или только негативные описания. Должен быть симбиоз и взаимное дополнение одних другими, чтобы в итоге получался абсолютный ноль или нужный перевес в ту или иную сторону. Это уже определяется самим автором для конкретного произведения.
4. Конкретизация
Я сам лично не очень люблю конкретизировать. Если вы пишете небольшое произведение, то даже героя можно никак не называть, всё равно мало кому запомнится. В большом же - имя героям нужно для того, чтобы их не перепутать, это и так понятно. Что касается точных дат, когда произошло событие, то советую использовать их для исторической точности, чтобы не было фактических ошибок, и когда нужно обозначить при необходимости день, месяц, когда происходит действие. Год не надо указывать потому, что мы не архивные записи делаем и потому, что по описаниям примерный год должен просто быть угадываемым (если вы не пишете фантастику). Конкретика – вообще вещь странная в литературе, на мой взгляд. Вроде бы иногда и хочется обозначить, когда происходило событие, а потом думаешь: «а может лучше в другое время?» И тут начинается путаница. Хорошо, если вы обозначите все даты сразу и не будете фантазировать, но тогда произведение получится статичным и вам неинтересно будет его писать (на мой взгляд). Написание прозы – это всегда динамика. Направили одного героя туда, второго сюда, третьего убили, четвёртого вообще заживо закапали, а потом передумали и закапали первого вместе с четвёртым. По-моему так и рождаются великие произведения. Всё благодаря динамике и хаосу в голове автора. Вообще писатель – человек немного не от мира сего, мозг у него устроен несколько по-другому. Хаос в голове вполне упорядочен, нужно только выбрать верно точку отсчёта и всё получится. Вот сейчас я всё это написал не имея вообще никакого плана. Всё стихийно, из головы, сразу.
Я посоветую вот что: используйте конкретику только тогда, когда избежать этого нельзя.
Я не могу ничего писать…
Такой вопрос возникает часто. Это проблема вдохновения. Не стоит сидеть и вымучивать из себя текст, ничего хорошего не получится. Лучше всего будет отложить работу на неопределённый срок, а когда уже определённо начнётся ломка, достаньте с пыльной полки свой опус и продолжайте. Уверяю, вы напишите гораздо лучше после небольшого перерыва.
Отсутствие вдохновения также зачастую связано с делами, которые образуются благодаря учёбе, работе и т.п. Не стоит отчаиваться. Чем больше перерыв, тем с более свежей головой, а значит и идеями, вы снова засядете за творчество. Главное, не забыть, что было на предыдущих страницах.
О чём же мне написать?..
Вымучивание идей – это самое последнее дело. Этим нужно заниматься только в школе, когда задали сочинение на какую-нибудь дурацкую тему а ля «Образ Чацкого в поэме «Горе от ума». Вот тогда выдумывайте всякую охинею, чтобы удовлетворить скупой ум преподавателя по литературе. Если же вы пишете для себя, то нужно просто подождать момента. И в один прекрасный день идея к вам свалится буквально с потолка. К примеру: я однажды проснулся и слышу, как бабушка разговаривает по телефону. Заслышав совсем банальную фразу, у меня в голове родилась отличная идея для эссе. Фраза была «А ты на улицу-то выходишь?..» Всё. Образ героя в голове уже нарисовался. Его поведение тоже вполне понятно. Хотя, если вы подумали, что я буду писать об отшельнике, который не вылезает из дома, то ошиблись. Писатель видит в простых вещах то, что не видит обычный человек. Я поведаю тайну своего следующего эссе. После услышанной фразы, которая породила у меня в голове сюжет, я представил человека, который на крыше ловит голубей. «И причём тут улица?» - спросите вы. А вот не знаю. У меня в голове родился именно такой образ: человека, который, чтобы поесть, на крыше ловит голубей. Нестандартное мышление, согласитесь.
Если вы научитесь видеть в банальных вещах что-то совершенно необычное, то сюжет вам всегда будет обеспечен. Вы даже не будете успевать записывать всё, что вам приходит в голову.
Написание от души – вот наша главная цель. Добиться именно духовного просветления, чтобы автор не стряпал идею, как башню из кубиков, а чтобы идея была целостным строением. Чтобы её приходилось именно раскладывать на кубики – отдельные ответвления от сюжета.
Кстати, насчёт ответвлений…
Как далеко можно уходить от сюжета?
Опять же всё зависит именно от размера вашего произведения. Если оно большое, то можно позволить себе отступления подальше, нежели в более мелком. Хотя иногда и малом опусе следует уйти от сюжета довольно далеко. Если, например, необходимо показать, что делает в данный момент другой главный герой. Здесь отступления в сторону, увы, неизбежны. Но их нужно делать как можно более сглаженными и переходящими друг в друга. Т.е. нужно завязать эти два сюжета. Иногда бывает достаточно простого их знакомства. В самом конце одного из сюжетов. Опять же, всё на ваше усмотрение, как подскажет интуиция. Здесь универсальной формулы нет. К примеру, у меня в книге практически в каждом из сюжетов (а их там предостаточно) фигурирует один человек – доктор Д.Лин. К нему попал на приём и самый главный герой и второстепенный, которому посвящена целая пятая глава. Этот персонаж (доктор Лин) служит как будто связкой между мирами одного сюжета и другого, и не даёт этим мирам запутаться и забыть читателю, что же происходило 50 страниц назад. Такие персонажи иногда очень бывают полезны. Только использовать их нужно грамотно.
Чем закончить своё произведение?
Словом «конец». И это не шутка. Рекомендую в конце произведения обязательно написать посередине листа большими буквами «Конец». Это поставит окончательную жирную точку в вашем произведении, как морально, так и физически.
Что касается другого понимания вопроса, то заканчивать можно по-разному. И речь идёт не о хороших\плохих концовках, а именно о том, как это всё описать. И смерть героя и его счастливую жизнь следует преподнести как завершение, подытоживание всего ранее написанного. Чтобы читатель понял, что же вы хотели сказать, и зачем вообще это было написано. Всё в ваших руках.
И в заключение
Хочется пожелать, чтобы любой из вас, взявшись за перо не чувствовал себя дилетантом и неумехой, а напротив стремился к великим. Чтобы в вашей душе проснулись отголоски таких известных личностей, как Толстой, Достоевский, Тургенев и т.д. И взяв в руки карандаш, вы бы превзошли эти великие умы и написали бы что-то такое, что бы перевернуло представление о литературе. Каждый уважающий себя человек, считал бы необходимым прочесть именно вашу книгу, потому что там были бы раскрыты все секреты мастерства. Всё в мире принадлежало бы вам и вашей книге.
Стремитесь к совершенству, преодолевая все преграды, и когда-нибудь вам откроется великая тайна… Тайна искусства.